Сокращение выбросов парниковых газов в России. Требования и механизмы нового российского законодательства

Россия, как участник Парижского соглашения по климату, не отстает от других стран во внедрении системы снижения выбросов парниковых газов. В данной статье мы хотели бы кратко описать грядущие изменения в законодательстве по вопросу снижения выбросов парниковых газов и пути снижения рисков для российских компаний.

Ключевым законодательным актом для российских товаропроизводителей в данной сфере является Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее будем называть его Закон о сокращении выбросов парниковых газов или просто 296-ФЗ). Закон был принят в 2021 году, начинает действовать с 2022 года, а основные его положения - с 2023 года.

  • 1) Регулируемые организации (к ним относятся предприятия, выбрасывающие с 2022 года более 150 тыс. тонн СО2-эквивалента, а с 2024 года - 50 тыс. тонн) обязаны ежегодно до 1 июля передавать в Росприроднадзор верифицированную отчетность о парниковых газах.
  • 2) С 2022 года Правительство РФ будет устанавливать целевые показатели по уровням парниковых газов для предприятий (ст. 6 Закона). Точной информации по этим показателям на данный момент не имеется. Стоит только надеяться на то, что изначально Правительство не будет идти на высокие темпы снижения уровня выбросов парниковых газов.
  • 3) Появляется кадастр выбросов парниковых газов, который должен вести Росприроднадзор. В данном реестре будут учтены все выбросы регулируемых организаций, а также проекты по снижению выбросов парниковых газов и объем полученных углеродных единиц. Проекты по снижению парниковых газов по смыслу закона должны быть валидированы (подтверждены) на этапе их разработки органами по валидации, и впоследствии, после внедрения таких проектов, должны быть верифицированы результаты реализации проектов органами по верификации.
  • 4) Компании смогут торговать углеродными единицами, полученными в ходе реализации проектов по сокращению парниковых газов. Фактические правила торговли и правила записей в кадастре парниковых газов будут отдельно установлены Правительством РФ.

Фактически, исходя из текста закона, на наш взгляд остается достаточно много вопросов:

  • 1) Как компания должна узнать о том, что она является регулируемой организацией и должна сдавать верифицированную отчетность о выбросах парниковых газов?
    На наш взгляд, в данном случае, может возникнуть много субъективизма. Росприроднадзор по сути будет самостоятельно решать, относится ли компания к тем, кто выбрасывает 150 тыс. тонн и более, или нет. Поэтому наиболее верный способ снизить риски включения в регулируемые организации - это уже сейчас провести оценку выбросов и удостовериться в объеме выбросов, получить отчет о верификации выбросов парниковых газов от органа по верификации. В этом случае, если Росприроднадзор обяжет компанию сдавать отчетность, то предприятие сможет объективно доказать, что оно не относится к регулируемым организациям.
    По нашему опыту, компаниям из металлургической, цементной промышленности, производителям электроэнергии, тепловой энергии, удобрений, стоит заранее озаботиться этим вопросом и снизить неопределенность в этом вопросе.
  • 2) Очень важным, на наш взгляд, является определение методики оценки выбросов парниковых газов по отраслям. На сегодняшний день законодатель в подзаконном акте - Приказе Минэкономразвития России №707 от 26 октября 2020 года, дал направление на то, чтобы использовать методологию, изложенную в серии стандартов ГОСТ Р ИСО 14064. Однако ключевой проблемой является то, что в этой серии международных стандартов отсутствует четкая методика по отраслям. Посчитать уровень выбросов парниковых газов для металлургов и производителей электроэнергии - это достаточно разные вещи. При этом, имеется значительное количество зарубежных методик, которые зачастую используем и мы в своей работе, но они удобны для добровольной практики, и не особенно подходят для массового внедрения по всей стране. При отсутствии единых методик, мы рискуем получить ситуации, при которых у двух одинаковых заводов с разными методическими подходами, получатся различные результаты оценки. Такая ситуация, на наш взгляд, может породить недоверие к самой системе снижения выбросов парниковых газов.
  • 3) Исходя из текста закона о сокращении выбросов парниковых газов неясна экономическая модель работы закона. Европейская система ETS может нравиться или не нравиться, но в ее основу положены понятные квазирыночные принципы, которые мотивируют кого-то на снижение выбросов парниковых газов, а кого-то на приобретение квот. Российский закон о сокращении выбросов парниковых газов на сегодняшнем этапе больше похож на новогоднюю елку, которую пока не успели нарядить. Мы в принципе на сегодняшний день понимаем точно только одно - все крупные предприятия обяжут вскоре оценивать свои выбросы и впоследствии их снижать. Только пока непонятно как снижать и на каких условиях. Поэтому пока что нам остается только ждать выхода новых подзаконных актов, которые смогут «нарядить» новый закон.