«Углеродный налог» Евросоюза. Новое европейское регулирование по парниковым газам.
В российской деловой печати в последнее время участилось количество упоминаний о так называемом «углеродном налоге», который вот-вот введет Европейский Союз. Большинство комментаторов отзываются об этом нововведении негативно и с опаской. Понять представителей российской промышленности можно: очевидно, что экспортоориентированные отрасли российской экономики, имея базу в виде крупных, построенных в советское время без оглядки на экологические нормы, промышленных гигантах, закономерно ожидают ухудшения своего положения на рынке ЕС в случае введения ограничений на «ввоз» углерода. Однако несмотря на алармизм комментаторов, фактически мы не смогли найти более менее четкого описания механизма работы углеродного налога ЕС, в связи с чем, мы в Первом Центре Валидации и Верификации решили самостоятельно проанализировать сам проект Директивы ЕС от июля 2021 года и дать свое видение будущей системы трансграничного регулирования в части выбросов и удаления парниковых газов.
Прежде всего необходимо отметить следующее: никакого «углеродного налога» для товаров, поступающих из-за границ ЕС не существует. По каким-то причинам в прессе принято такое наименование данного механизма, который мало чем похож на обычные налоги, но здесь и далее мы все-таки будем использовать этот термин «углеродный налог» раз уж большинство людей к нему привыкли.
Ни для кого не секрет, что Евросоюз одним из первых ввел конкретные меры по снижению выбросов парниковых газов. Первыми отраслями ЕС, которые получили регулирование в сфере выбросов парниковых газов стали морской и авиационный транспорт, однако впоследствии все это развилось в более стройную систему благодаря Директиве ЕС 2003/87/EC от 13.10.2003г1. Данная Директива ввела в действие схему «торговли» парниковыми газами внутри ЕС и создала по-сути новый бизнес. Этот бизнес базируется на следующем: у всех производителей имеются определенные квоты на выбросы СО2-эквивалента. Намеренно или просто в целях снижения фактических выбросов парниковых газов, квоты установлены таким образом, что ряд отраслей всегда будут превышать допустимый уровень выбросов. При этом имеются компании, которые благодаря своей деятельности, фактически занимаются удалением парниковых газов. Такими действиями могут быть, например, высаживание лесов, закачивание углекислого газа в хранилища (в том числе подземные хранилища, образовавшиеся после добычи природных ресурсов) и другие способы. У последних появляются дополнительные квоты (allowances), которые они могут продавать тем, у кого этих квот недостаточно. Фактически, данной Директивой создан рынок торговли квотами на СО2 внутри Евросоюза. В западной печати у данной системы имеется сокращенное наименование - EU ETS от European Union Emissions Trading System.
Таким образом, Евросоюз на протяжении почти 20 лет создавал собственной промышленности определенные барьеры по причине снижения квот на выбросы парниковых газов и вот, в 2021 году было принято закономерное решение о том, что по мнению европейских промышленников, их положение несправедливо, поскольку фактически они будут проигрывать в конкуренции производителям из других стран, где подобной системы нет.
Суть предложения об углеродном налоге уходит корнями именно в систему EU ETS, поскольку базируется на ключевом принципе - уровнять в правах и обязанностях как своих производителей, так и импортеров.
В июле 2021 года был опубликован финальный проект Постановления Европарламента и Еврокомиссии «О введении механизма трансграничной корректировки» (по английски - Establishing a carbon border adjustment mechanism или сокращенно - CBAM). В проекте Постановления установлено следующее:
- 1. Импортер обязан ежегодно подавать декларацию о том, сколько подотчетных товаров он ввез в течение года, а также передавать верифицированную отчетность о выбросах парниковых газов по этим товарам в установленный конкретной страной-участницей ЕС орган власти. В случае если импортер не сдал в уполномоченный орган соответствующую верифицированную отчетность о выбросах парниковых газов импортированных товаров, то уполномоченный орган рассчитывает выбросы СО2 от данной продукции самостоятельно на основе данных по аналогичным заводам изготовителям на территории ЕС.
- 2. Одновременно с направлением верифицированной отчетности о выбросах парниковых газов, импортер направляет в уполномоченный орган также сведения о том, какие затраты по удалению парниковых газов произвел изготовитель продукции в третьей стране. Уполномоченный орган сравнивает эти затраты с тем, какую сумму потратил бы аналогичный завод-изготовитель в стране ЕС и, в случае, если сумма истраченных средств изготовителем в третьей стране меньше той, которую уплатил конкурент из ЕС, то импортер обязан «купить» ровно то количество квот, которые истратил бы завод из ЕС.
Таким образом, затраты на оплату углеродного налога ложатся именно на импортера, однако фактически мы понимаем, что поставщик из третьей страны будет вынужден либо доказывать свой уровень выбросов СО2 и его удаления, либо существенно снижать стоимость своей продукции для обеспечения конкурентных цен.
В Приложении 1 к Постановлению указаны подотчетные товары: цемент, электричество, удобрения, железо и сталь, алюминий. При этом, согласно ст. 27 Постановления, очевидно, что каждая страна член ЕС вправе вводить дополнительные ограничения и включать в этот список иные товары в том случае, если обнаружит, что под видом не подотчетного товара в страну ввозят фактически цемент или металл из перечня видов продукции в Приложении 12.
Таким образом, мы видим, что процесс создания выравнивающего механизма при трансграничном углеродном регулировании находится на финальном этапе. На наш взгляд, не имеет смысла поднимать алармистские настроения в отношении нашей промышленности, однако стоит спокойно и вдумчиво подойти к вопросу подготовки к введению углеродного налога российских производителей.
Фактически, единственный путь российских производителей подотчетных товаров один - заранее составить план работы с углеродным налогом. Нам он видится следующим образом:
- 1. Провести инвентаризацию выбросов и удаления парниковых газов. Многие российские компании, на самом деле, не производят зачастую такое количество выбросов СО2 как им кажется. Наш опыт показывает, что большинство компаний склонны мысленно завышать уровень своих выбросов до того как не узнаю его точные значения. Поэтому прежде всего стоит просто либо самостоятельно, основываясь на ГОСТ Р ИСО 14064-1, либо с привлечением сторонних консультантов, оценить уровень выбросов парниковых газов и составить отчетность по европейским требованиям.
- 2. Верифицировать свою отчетность о выбросах парниковых газов. Если буквально читать ст. 18 Постановления, то фактически верифицировать отчетность о выбросах и удалении парниковых газов для нужд Постановления, вправе только органы по верификации, аккредитованные в любой из стран ЕС. Возможно в будущем будут заключены соглашения о взаимном признании результатов и проч., однако для снижения собственных рисков наиболее правильный вариант - получить отчет о верификации все-таки от европейского органа по верификации ПГ.
- 3. Опытный консультант по парниковым газам уже на этапе составления отчетности о выбросах сможет увидеть те направления, которые позволят либо снизить выбросы, либо их удалить. На сегодняшний день в России уже начинается процесс по выработке технологий удаления парниковых газов, которые признают органы ЕС. В связи с этим не стоит думать, что от верификации отчетности не будет толку, так как в любом случае у нас пока отсутствует система удаления парниковых газов. Это не так. В России уже есть проекты по удалению парниковых газов, которые позволят производителям подотчетной продукции снижать свои издержки.
Подытоживая, хотим отметить, что можно по-разному относиться к вводимым ограничениям, но на данный момент повлиять на них российская промышленность не в силах. В связи с этим, единственным выбором является своевременная реакция на изменения в европейском регулировании. В случае, если у Вас остались вопросы по методам работы углеродного налога и процессу верификации и удаления ПГ, будем рады ответить на них: КОНТАКТЫ.
1 Полный текст Директивы на официальном сайте правовой информации ЕС - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32003L0087
2 Полный текст проекта Постановления на официальном сайте правовой информации ЕС - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A52021PC0564