Международное (зарубежное) регулирование

В настоящее время в Европейском союзе ведётся разработка системы трансграничного углеродного регулирования (ТУР, также carbon border adjustment mechanism, CBAM). ТУР в ЕС предполагает взимание платы за углеродный след импортируемой продукции (выбросы ПГ, осуществлённые при производстве продукции). Наиболее вероятно распространение европейской системы ТУР на энергоёмкие отрасли обрабатывающей промышленности (металлургия, нефтепереработка, химия, целлюлозно-бумажную промышленность) и электроэнергетику, которые в настоящее время облагаются системой торговли квотами (EU ETS).

Российский экспорт вышеуказанных товаров в ЕС составляет $ 58–74 млрд (14–16% всего российского экспорта). Климатическая политика ЕС может повлиять не только на экспорт ископаемого топлива, но и на поставки энергоёмких товаров. Россия понесет наибольшие убытки от ввода ТУР среди всех стран мира. Количественные оценки ущерба (дополнительной нагрузки на российских экспортёров) от ввода ТУР составляют, по разным оценкам, от 2 до 5 млрд. евро в год. Основные издержки в России придутся на экспортеров нефтепродуктов и металлов. При этом очевидно, что объём потенциального эффекта на российскую экономику сильно зависит как от отраслевого охвата ТУР, так и от элементов его системы в части учета выбросов (только прямые, прямые и косвенные, и т.д.), сроков введения и других факторов. Важно, что любой из вариантов введения ТУР (налог на потребление, таможенная пошлина, расширение EU ETS на импортеров) или иной вариант требует быстрой разработки и введения мер по адаптации в России, причем – в соответствии с нормами ВТО.